Относительно недавно законодатель разработал очередной нормативный акт - Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 июня 2021 г.). До того момента, когда он был принят, государство контролировало лишь деятельность в сфере образования, теперь же в зону контроля попали блогеры, медиа, лица, занимающиеся онлайн-курсами, тренингами, вебинарами.
Стоит сказать, что закон № 85 был принят значительного быстро (внесен в Государственную Думу РФ в ноябре 2020 г., а принят в апреле 2021), из чего напрашивается вывод – государство усматривало в этом надобность, имелась заинтересованность.
К любому законопроекту составляется пояснительная записка, наш не стал исключением. В одном из ее абзацев написано о распространении идей и информации, направленной против России, прикрываясь просвещением. Прочитав этот абзац несложно сделать вывод, что цель принятого закона - не допустить зарубежное вмешательство. Ознакомиться с пояснительной запиской и в частности с вышеупомянутым абзацем Вы можете перейдя по ссылке.
Если Вам интересно кого и каким образом коснулись эти поправки, важные моменты закона № 85, то эта статья для Вас. Если Вы по каким-либо причинам не желаете изучать ее полностью, то ниже будут подведены итоги, ознакомившись с которыми Вы узнаете главное.
В связи с тем, что закон № 85 нацелен на регламентацию просвещения, то начнем с основного новшества – отныне термин «просветительская деятельность» закреплен в тексте закона. На мой взгляд официальное закрепление дефиниции – положительная сторон принятого закона, так теперь точно понятно какая конкретно деятельность подпадает под просветительскую.
Итак, просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Казалось бы, просветительская и образовательная деятельности практически совпадают, однако, подобное мнение неверно. Сходство между ними заключается в единой задаче – распространять навыки, знания и умения, помогать массам изучать и познавать что-то новое.
Различий немного больше:
Приведем пример. ИП Иванова преподает онлайн курсы по макияжу, при этом она не имеет лицензии, отсутствует составленная программа для проведения обучения, по окончании не предусмотрено получение диплома или сертификата. ИП Иванова лишь обменивается своим опытом, это и будет относиться к просветительской деятельности.
Затем ИП Иванова решила составить образовательную программу, по которой будет проводить обучение, наняла штат людей и организовала набор для проведения курсов. Оно проходит под наблюдением наставников, по окончании сдаётся экзамен, а ученики получают документ, подтверждающий прохождение курсов. В этом документе указывается о присвоенной квалификации и у кого именно пройден курс обучения. Этот пример будет являться образовательной деятельностью.
Конечно же законодатель не ограничился введением единственной новинки и еще одно нововведение, отраженное в тексте закона № 85, нацелено на ущемление, - «Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Итак, с принятием поправок на курсах запрещено пропагандировать взгляды против России под видом просветительской деятельности, отныне государство строго бдит за этим.
К сожалению, механизм контроля закон № 85 не предусматривает, имеется только упоминание, что его порядок устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако, пока Правительство не слишком торопится, постановление всё еще не принято, имеется лишь его проект.
Следующие поправки снова сопряжены с надзором. С принятием закона № 85 к функциям государственных органов отнесено координирование взаимодействия образовательных организаций на арене международного сотрудничества. А перед подписание договора, связанного с образованием, придется получить заключение от Министерства Просвещения РФ и Министерства Образования РФ (исключение - договора на оказание образовательных услуг иностранным гражданам). Получение заключения не регламентировано, снова имеется отсылка на проект постановления.
Последнее изменение относится к организациям, занимающимся научно-методическим и методическим обеспечением образовательной деятельности. Наш закон № 85 предусматривает внесение их в список таких организаций на основании ФГОС. Как это будет происходить в тексте снова не отмечается, но указано, что утвердить порядок должно Министерство просвещения РФ.
На этом поправки заканчиваются, как Вы успели заметить их немного, а основная часть направлена на контроль субъектов образовательной деятельности со стороны государства. Как же этот контроль отразится на бизнесе Вы узнаете ниже.
Как Вам уже стало известно основные изменения закона № 85 – это контроль образовательной и просветительской деятельности государством. Механизм контроля должен быть определен в постановлении Правительства, однако, пока законодатель остановился на проекте, а его содержание представляется весьма интересным.
К примеру, установлено, что деятельность по просвещению должна основываться на заключенном договоре с образовательными, культурными и научными организациями. Несмотря на кажущуюся простоту имеется но.
Если Вы физическое лицо, зарегистрированное как ИП, и осуществляете просветительскую деятельность, то имеется ряд требований, соответствие которым обязательное условие. Это:
Соответствие требованиям распространяется не только на физических, но и юридических лиц, а именно:
Из информации выше вытекает ответ на вопрос «Как повлияет принятие закона № 85 на занятие бизнесом просветительской деятельностью?»
Поскольку подзаконного нормативно-правового акта дополняющего и разъясняющего закон № 85 нет, то предугадать какие действия стоит предпринять непросто. Тем не менее можно подготовить свой бизнес, мы посоветовали бы Вам предпринять некие меры:
Приобрести лицензию, если основной вид Вашей деятельности – образовательная. Сразу же возникает вопрос «Кому нужна лицензия? И нужна ли она, если Вы преподаете курсы, например, по кулинарному мастерству?». Будем выяснять это ниже.
Как уже было отмечено образовательная и просветительская деятельность не одно и тоже, а ключевое отличие – наличие программы. Если деятельность образовательная, то лицензия определенно понадобится. А вот нужна ли она, если Вы занимаетесь просветительством, но имеете разработанную программу? Да, нужна, но есть исключения:
Кроме того, если Ваша лекция имеет разовый характер, то оформление другой не потребуется.
Оформление лицензии начинается со сбора документов и их подаче в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки субъекта (для определения какой подойдет для Вас переходите по ссылке.
Документы для оформления лицензии бизнесу, оказываемому обучение в офлайн-формате и в онлайн-формате, различен.
Для обучения в онлайн-формате потребуется:
Для офлайн-обучения нужны вышеперечисленные документы, а также разрешение от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального государственного пожарного надзора.
Об этом сказано и в Постановлении Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности».
Оформление лицензии сопровождается и финансовыми затратами, стоит это от тридцати пяти до восьмидесяти тысяч рублей. Несмотря на немалый размер мы советовали бы получить лицензию, так как это даст Вам спокойствие.
Обрести организационно-правовую форму, открыть расчетный счет. Еще одна цель закона № 85, о которой не говорилось ранее, и которая не упоминается в тексте поправок, - это выявление предпринимателей, оказывающих образовательные или просветительские услуги, находясь в тени, то есть не имея законного статуса. Сегодня огромное количество лиц, преподающих курсы, тренинги, онлайн-уроки, но при этом малая их часть делает это правомерно и оплачивает установленные законом налоги, платежи и сборы. В связи с чем значительные суммы денежных средств проходят вне бюджета.
Чтобы обезопасить себя и свою деятельность вернее было бы оформить статус: зарегистрировать себя как ИП, как самозанятого, или как юридическое лицо, например, открыть ООО.
Проверить всю документацию, отчеты, договора, налоги и взносы. Если проект постановления будет принят в редакции, которая имеется сейчас, то наличие неуплаченных налогов/сборов/платежей будет являться препятствием для юридического лица на пути оказания просветительской деятельности.
В конце хочется сказать, что закон № 85 вызвал неоднозначные мнения среди экспертов, так как до сегодняшнего дня неизвестно как будут контролироваться внесенные изменения. Непонимание среди экспертов вызвано отсутствием публичного обсуждения законопроекта и непониманием позиции законодателя.
Например, против закона № 85 учеными была подписана декларация, в которой они крайне негативно высказывались о нем – «Налицо попытка государства взять под контроль свободу распространения знаний. У нас нет сомнений в том, что принятие Законопроекта № 1057895-7 крайне негативно скажется на развитии науки, культуры и технологий в нашей стране».
Имеется и положительное мнение, например, Кирьянов Артем Юрьевич (Российский политический деятель, депутат ГД РФ VIII созыва с 2021 года) отмечает, что принятие закона № 85 способствует выявлению курсов и онлайн-обучений, которые проводятся непрофессионалами и мошенниками.
В процессе обсуждения принятого закона высказано предположение, якобы будет разработан отдельный нормативный акт, полностью посвященный просветительской деятельности.
Таким образом, у просветителей появились ряд новых обязанностей и требований. До принятия закона № 85 уже существовало огромное количество нормативны актов, содержащих нормы ограничений и запрещений, а вот идей, которые были бы направлены на поддержку и распространение просвещений, закон не содержит, что не может не огорчать. Стоит ли продолжать просветительскую деятельность в новоявленных условиях – решать только Вам.