Выигранные дела юристов Brixlaw

Маркетплейс заблокировал карточки товаров продавца на сумму более 2 млн. руб.


Обстоятельства дела
Между продавцом и маркетплейсом был заключен договор о реализации товара (оферта).

Однако, после приемки и начала реализации маркетплейс заблокировал карточки товаров продавца (вместе с тем, товар фактически также оказался «заблокирован», общая сумма товара превышала 300 000 руб.), сославшись на то, что заблокированный товар является контрафактом. Никаких дополнительных разъяснений маркетплейсом дано не было, лишь ссылка на то, что по каким-то причинам товар является контрафактом.

Как известно, на маркетплейсах не так уж и просто забрать товар, это стоит внушительных денег и порой, проще заявить о его утилизации, чем оплачивать ежедневное хранение. Но в нашей ситуации, стоимость товара оказалась слишком высокой, чтобы его утилизировать.

Ко всему прочему, товар продавца был ввезен в страну официально и у продавца имеется вся установленная законом документация, вся информация о товаре по мнению продавца была указана верно, без нарушения закона.

Также в переписке со службой поддержки маркетплейса на портале ничего прояснить не удалось, продавец неоднократно направлял обращения и выражал несогласие со статусом товаров.

В декабре 2022 г. Продавец направил маркетплейсу досудебную презентацию, в которой просил дать разъяснения по поводу сложившийся ситуации, а также разблокировать карточки товаров.

Продавцом вместе с претензией были представлены: Свидетельство о регистрации товарного знака, зарегистрированного на продавца, которое подтверждает факт того, что продавец не использует чужие товарные знаки, а реализует продукцию, обладая исключительным правом. В том числе, продавец представил в адрес маркетплейса сертификаты соответствия на товары, карточки которых были заблокированы.

Что в итоге было не так?
Как известно, отношения между продавцами и маркетплейсом регулируются Офертой о реализации товара на сайте маркетплейса. Согласно правилам использования портала, которые являются неотъемлемой частью Оферты, продавец самостоятельно размещает всю информацию о товаре в карточке товара на сайте (страницах сайта, на которых товары предлагаются продавцом к продаже).

Порядок создания личного кабинета на портале поставщиков и порядок создания карточек товаров (страниц, на которых товары предлагаются продавцом к продаже) говорит о том, что продавец самостоятельно и по своему усмотрению заполняет всю информацию о товаре, в том числе графические изображения (фото товара), наименование товара и любые иные текстовые и графические материалы.

В соответствии с правилами использования портала маркетплейса сам продавец несет ответственность перед третьими лицами за содержание размещаемой им на портале информации, ее соответствие законодательству и соблюдению прав третьих лиц на интеллектуальную собственность при размещении информации и фотографий, а также гарантирует наличие законных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в карточке товара.

Маркетплейс выступает в качестве информационного посредника в отношении деятельности продавца по размещению информации на сайте, предложению их к продаже и продаже товаров.

Маркетплейс, как информационный посредник на основании п. 3 ст. 1253.1 ГК РФ, обязан содействовать прекращению нарушения интеллектуальных прав, что им и было сделано приминительно к спорным товарам продавца.

В адрес маркетплейса поступали неоднократные обращения (о которых удалось узнать уже на судебном заседании) от очень известной американской технологической компании — об удалении материалов на сайте маркетплейса, нарушающих их интеллектуальные права и прекращении размещения материалов, содержащих в том числе товарные знаки по свидетельству международной регистрации.

При этом в спорных карточках продавца и на упаковках товаров содержались упоминания Товарных знаков этой самой компании. Казалось бы, ситуация безысходная, маркетплейс занял свою позицию и она правая, продавец был готов потерять товар (забрать его с маркетплейса стоило дороже, чем этот товар стоил), также существовал риск взыскания судебных расходов со стороны продавца.

Но, благодаря выработке четкой юридической позиции и проведению диалога с представителями маркетплейса, принимая во внимание, что между продавцом и маркетплейсом была достигнута договоренность о мирном урегулировании спора, карточки товаров были разблокированы, а продавец отказался от заявленных требований к маркетплейсу.

В настоящий момент продавец успешно реализует свою продукцию и не нарушает интеллектуальных прав других участников правоотношений.

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Согласно п. 1 ст. 1515 ГК РФ: «Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Исходя из п. 4 ст. 1515 ГК РФ: «Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
  1. В размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  2. В двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака."

Таким образом, незаконное использование товарного знака влечет за собой неблагоприятные последствия, которые могут выражаться не только в блокировании карточек товаров на маркетплейсе (что самом по себе уже не приятно), но также и в взыскании денежных средств с нарушителя в пользу правообладателя.
Наша команда оказывает широкий спектр услуг, в том числе и в судах по интеллектуальным правам.

Вы можете обратиться к нам, как за проверкой Ваших товаров, сайтов, аккаутов на соответствие законодательства об интеллектуальных правах, так и за защитой Ваших нарушенных (интеллектуальных) прав.